Лого
Аренда и продажа коммерческой
недвижимости в Москве
  • Главная
  • Блог
  • Создание комфортного рабочего места: что нужно учитывать и как оно влияет на корпоративную культуру
Создание комфортного рабочего места: что нужно учитывать и как оно влияет на корпоративную культуру

Создание комфортного рабочего места: что нужно учитывать и как оно влияет на корпоративную культуру

25.12.2023

Время чтения 15 мин.

Комфортная рабочая обстановка повышает производительность труда за счёт оптимальной организации бизнес-процессов. Правильно оборудованное, эргономичное рабочее место позволяет сотруднику не тратить время на непродуктивные действия и полностью сосредоточиться на деятельности, которая приносит нужный результат. Кроме того, комфортные условия труда играют большую роль в повышении лояльности и мотивированности работников. 

Что нужно учитывать при создании комфортного рабочего места

Главная цель работодателя при организации оптимального рабочего пространства — обеспечение качественного выполнения задач в рамках установленных сроков. При этом необходимо позаботиться о комфорте и безопасности сотрудников, то есть, создать условия, при которых риск развития профессиональных заболеваний или  эмоционального выгорания будет минимальным.

Физическое пространство

Хорошо, если у работодателя есть возможность учесть не только нормативные требования, но и индивидуальные особенности каждого сотрудника, а также род его деятельности. Например, при работе с цифрами важна возможность сосредоточиться. Поэтому бухгалтер вряд ли будет чувствовать себя комфортно, если ему придётся работать в окружении множества людей. А разъездной менеджер много времени проводит на встречах. Возможно, для его офисной работы не обязательно выделять фиксированное рабочее место.

На каждый рабочий стол с компьютером должно приходиться минимум 4,5 м² общей площади помещения. При этом современные требования к офисным помещениям подразумевают, что глубина этажа в здании не превышает 10 м. Высота потолков — минимум 2,8 м. Такие характеристики обеспечивают максимум света и оптимальную циркуляцию воздуха. 

Варианты планировки офисного пространства

Кабинетная планировка встречается преимущественно в административных зданиях различных учреждений. В бизнес-центрах высокого класса её не используют: кабинеты неудобны с точки зрения выстраивания коммуникаций между сотрудниками. Кроме того, они «съедают» много полезного пространства, а их эксплуатация и обслуживание обходятся дорого.

Популярный формат open space имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, открытый офис повышает качество взаимодействия между сотрудниками, отделами, руководителями и подчинёнными. С другой стороны, без изолированных помещений труднее работать со сведениями, которые являются коммерческой тайной. К тому же, многие работники жалуются на посторонний шум и другие отвлекающие факторы.
Оптимальное решение — гибридная планировка, выполненная по индивидуальному проекту. Зонирование рабочего пространства по принципу гибкого офиса или коворкинга позволяет выделить изолированные кабинеты и просторные рабочие места, организовать тихие и шумные зоны, создать островки для индивидуальной и командной работы.

Офис рабочее место

Рабочее место в офисе

Инфраструктура и технологии

Офисная инфраструктура включает информационные и материальные ресурсы, инженерные и технические системы, сервисные службы.

Эксперты рынка коммерческой недвижимости отмечают устойчивый тренд на цифровизацию офисного пространства. Цифровые системы решают множество бизнес-задач:

  • сокращение издержек — на избыточный штат, оснащение офиса, канцелярские принадлежности;

  • поддержание комфортного микроклимата;

  • обеспечение высокого уровня безопасности;

  • экономия времени на рутинных бизнес-процессах;

  • повышение лояльности сотрудников.

Концепция офиса трансформируется: становится всё меньше строго закреплённых рабочих мест, больше разнообразных зон. Рабочим местом может служить большой стол в комнате для командной работы, кофейный уголок или мягкий диван в рекреационной зоне. Возможность менять обстановку в течение рабочего дня благотворно сказывается на работоспособности.

Личные встречи заменила видеосвязь, поэтому в офисе должны быть переговорные комнаты, чтобы коллеги не беспокоили друг друга.

Уровень шума

Многочисленные исследования показывают, что самый раздражающий и отвлекающий фактор на рабочем месте — посторонние шумы и вибрации разных частот. Постоянный шум снижает работоспособность, вызывает дискомфорт и преждевременную усталость.

Норма уровня шума для офиса составляет 60 дБ, а для офисных помещений класса «А» максимум 55 дБ. Это уровень негромкого разговора.

Чем больше в офисе технологических установок, тем выше вероятность нарушения санитарных норм по уровню шума и вибраций. Шуметь могут лифты, системы вентиляции, кофемашины, офисная техника.
Хорошо, если вопрос устранения посторонних звуков решён ещё на этапе ремонта. Для этого используют шумоподавляющие напольные покрытия, например, из винила, а также звукоизолирующие материалы. Если ремонт предстоит не скоро, а высокий уровень шума мешает уже сейчас, можно использовать специальные акустические панели — они не только рассеивают звук, но и гармонично вписываются в интерьер.

Освещение

Офисные работники проводят много времени за мониторами, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Учитывая, что почти половину года жители РФ работают в условиях короткого светового дня, естественного света недостаточно. Необходимо позаботиться о качественной системе освещения.

В современных бизнес-центрах преобладает панорамное остекление, которое позволяет получить максимум естественного освещения. Недостаток компенсирует верхний свет. Современные «умные системы» освещения позволяют регулировать яркость и температуру света — произвольно или по заданным программам. 

Хорошо, если в дополнение к верхнему свету на столах есть лампы, которые можно передвигать и менять направление светового луча так, как это удобно работающему за компьютером человеку.

Светлое рабочее место

Офисное рабочее место сотрудника

Температура и вентиляция

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 нормативы температуры для офисных помещений составляют от +20 до +25 °C, относительная влажность должна оставаться в диапазоне от 15 до 75%. Оптимальное соотношение: 22–23 °C при относительной влажности 40–60%. Если эти нормы соблюдаются, в офисе не будет слишком душно, жарко или холодно.

В новых офисных зданиях вентиляция реализуется за счёт приточно-вытяжных установок, (эффективность традиционных естественных систем зависит от качества наружного воздуха и зачастую не соответствует высоким современным стандартам).

Системы климат-контроля офисного здания выполняют ряд функций:

  • обеспечивают приток чистого воздуха;

  • удаляют или фильтруют отработанный воздух, наполненный углекислым газом, пылью;

  • поддерживают оптимальную температуру в помещениях, отводя излишки тепла.

Если вентиляционная система здания не справляется со своими задачами, проблему решит установка компактных приточных воздухоочистителей — бризеров. Зимой можно пользоваться функцией подогрева поступающего с улицы воздуха, а летом регулировать температуру при помощи кондиционеров.

Чистота и порядок

Неприбранное рабочее место вызывает дополнительный стресс, снижает концентрацию. И напротив, упорядоченная обстановка способствует повышению продуктивности сотрудников.

Рекомендуется организовывать рабочее пространство таким образом, чтобы всё необходимое для работы сотрудника было непосредственно под рукой. В офисе это могут быть шкафы с документами, оргтехника, расходные материалы. Обычно никто не замечает мелких неудобств, например, необходимости часто ходить к шредеру в соседний кабинет или на другой этаж. Между тем, на эти дополнительные действия уходит до 40% рабочего времени, которое можно было бы потратить на более продуктивную деятельность.

Важно уделять внимание организации цифровых инструментов. Понятная система названий и структуризации папок упрощает поиск нужных файлов.
Чистое рабочее помещение улучшает моральный настрой сотрудников, создаёт атмосферу порядка и функциональности, производит хорошее впечатление на посетителей.

Создание комфортного рабочего места и корпоративная культура

Корпоративной культурой называют свод правил поведения в различных производственных ситуациях. В это понятие входят традиции, ценности, стиль работы компании. Правила могут быть негласными или зафиксированными в виде документа. Забота компании о создании комфортных условий труда — важная часть корпоративной культуры.

Влияние рабочего места на уровень удовлетворенности сотрудников

Удобные условия труда минимизируют риск развития профессиональных заболеваний, снижают физическое и психологическое напряжение. Работники, чьи места создавались с учётом принципов эргономики, демонстрируют более высокую продуктивность. Они чаще ощущают себя успешными, счастливыми и нужными компании, в которой работают.

Вклад комфортного рабочего места в командную работу и общение

Рациональное планирование офисного пространства в целом и эргономичное рабочее место в частности — важные факторы, благодаря которым сотрудники воспринимают себя частью команды, ощущают ответственность перед коллегами и работодателем.

Исследование Финского института гигиены труда показало, что удовлетворённость рабочим местом напрямую связана с благоприятной атмосферой в коллективе. Люди, которые довольны дизайном и функциональностью рабочего пространства, реже конфликтуют и отличаются более высокой способностью к выстраиванию экологичного, продуктивного взаимодействия.

Рабочее место сотрудника в компании

Рабочее место сотрудника в офисе компании

Роль рабочего места в формировании корпоративной культуры

Влияние окружающей остановки на поведение человека огромно. Люди невольно стараются соответствовать месту, в котором находятся. Владельцы компаний, которые развивали свой бизнес с нуля, отмечают, как сильно меняется поведение людей при переезде офиса из административного здания в современный бизнес-центр. Работая в первоклассном помещении, сотрудники охотнее соблюдают корпоративный стиль общения, становятся более дисциплинированными, заботятся о репутации компании.

Практические советы по созданию комфортного рабочего места

  • Не запрещайте сотрудникам индивидуализировать свои рабочие места. Один или два личных предмета (фотографии, мотивирующие изречения, цветы) не создадут ощущения захламленности, зато могут служить источником вдохновения или способом снять стресс.

  • Чёткое разделение рабочего и личного пространства помогает сосредотачиваться на производственных задачах. Сотрудники не должны обедать за рабочими столами, пусть в офисе будет хотя бы небольшая, но отдельная кухня или зона отдыха.

  • Эргономичная мебель — основа комфорта и безопасности. Базовые принципы эргономики включают комфортную высоту рабочей поверхности, поддержку спины в сидячем положении, возможность регулировки наклона монитора, правильное освещение. Недостатки стандартной мебели легко решаются при помощи недорогих аксессуаров. Это может быть подставка под ноги, настольный кронштейн для монитора, съёмный подлокотник, беспроводной светильник.

  • Отделите экстравертов от интровертов. Время показало, что оpen space в чистом виде также малоэффективен, как и замкнутые кабинеты. Разрабатывая зонирование офиса, следует учитывать, что далеко не все люди чувствуют себя комфортно, когда находятся «на виду», не все могут продуктивно трудиться в атмосфере рабочей суеты и разговоров.

  • Минимизируйте количество техники. Набор офисной техники, занимающий огромное пространство, можно заменить на многофункциональное устройство. Современные МФУ поддерживают множество полезных функций: сканирование с обеих сторон листа, совместимость с мобильными устройствами, беспроводная и лазерная печать. Удобно, когда сотрудник может за минуту распечатать с телефона цветной график или макет, который ему только что скинули в чате.

Заключение

Поддержание хороших условий труда можно рассматривать, как универсальный инструмент. Организация комфортных рабочих мест объективно повышает производительность, как следствие, и прибыль компании. Вместе с тем грамотно обустроенный офис наглядно демонстрирует заботу руководства о своих сотрудниках. Оптимизация рабочей среды помогает развивать и улучшать корпоративную культуру, положительно влияет на имидж компании.

Вас может заинтересовать:
Мария Новикова
Мария Новикова
Директор
Опыт работы в недвижимости 20 лет.
Основные клиенты: ENKA, Галс Девелопмент, Актион Девелопмент.
Ключевые сделки: Ростелеком, Аэрофлот
Марианна Бичоева
Марианна Бичоева
Директор
Опыт работы в недвижимости 12 лет.
Основные клиенты: Metrika, O1 Properties, PPM, ERA ONE Holding, Большой Город.
Ключевые сделки: Ростелеком, lamoda, Samsung, ИНГРАД, МКБ, Северсталь.
Элина Степная
Элина Степная
Директор
Опыт работы в недвижимости 13 лет. 
Основные клиенты: ENKA, МR Group, Aktion development, Vos'hod, Millhouse, АНД корпорация, ВЭБ.РФ. 
Ключевые сделки: Аэрофлот, Ренессанс Кредит, Газпромбанк, ByteDance, Airbus
Дарья Борисова
Дарья Борисова
Заместитель директора
Опыт работы в недвижимости более 10 лет в области офисной недвижимости.
Основные клиенты: O1 Properties, Capital Group, ГАЛС Development.
Ключевые сделки: ECCO, WeWork, Россельхозбанк, Автобан.
Закажите презентацию подходящих вам офисов
В течение дня у вас на почте будет информация по объекту от эксперта
Получить презентацию бесплатно
1
Добавить в Избранное
Удалить из Избранного
Класс здания
Ставка снижена
Моментальная аренда
Проверенная управляющая компания
Фотография
Панорама
Карта
Редактировать название фильтра
Удалить фильтр подбора
Быстрый просмотр
Добавить в сравнение
Перейти в сравнение
^
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт officenavigator.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.