- Формат удаленной работы становится привлекательным для многих компании

Формат удаленной работы становится привлекательным для многих компании
08.02.2023
Кризис, вызванный пандемией, стал причиной оптимизации бюджета компаний: кто-то отказался от внутренних мероприятий, кто-то решил сократить штат сотрудников, а некоторые компании решили уменьшить затраты на аренду офисов. Ситуация с недвижимостью во время начала пандемии была довольно неоднозначна. Многие арендаторы не смогли договориться с собственниками о снижении цены на период полной удаленки и были вынуждены искать другие выходы.
На данный момент ситуация более менее стабилизировалась и есть вероятность возвращения жизни в привычную колею с очным форматом работы. За это время особенно активно смогли вырасти гибкие офисы, которые представляют собой альтернативу классическому офису и работе из дома.
По оценке консалтинговой компании CBRE, большАя часть предприятий может продолжить использовать формат удаленной работы для части сотрудников и после окончания пандемии, а более 60% видят в этом смысл на сокращение площади офисных помещений. Все это может стать причиной высвобождения 30-40% помещений или сдаче их в субаренду.
Примерно 85% компаний, которые арендуют офисы, думают о том, чтобы и после окончания пандемии оставить определенное количество сотрудников работать в удаленном формате. Эти данные взяты из результатов опроса консалтинговой компании CBRE, который был проведен среди поставщиков товаров повседневного спроса (FMCG), участников IT- отрасли, ритейлеров, фармацевтических компаний и др. Изучив данные CBRE, можно сделать вывод, что сегодня у половины из опрошенных компаний примерно половина сотрудников остается работать удаленно.
С конца января было отменено обязательное требование о наличии определенного количества сотрудников на удаленке. Однако, предприятия не торопятся с возвращением 100% персонала в офисы. Например, X5 Retail Group планировали перевести 60% сотрудников на удаленный и смешанный формат, когда планируется, что сотрудники будут посещать офис несколько раз в неделю. Mail.ru Group также тестировали разные модели работы компании: фиксированные дни посещения офиса и прочее.
Артем Неволько, директор департамента офисной недвижимости ILM, подтвердил, что предприятия начали отказываться от некоторого количества офисных помещений. Он считает, что это может стать причиной высвобождения 30-40% площадей или сдаче их в субаренду.
Компания CBRE также напоминает о возросшем спросе на гибкие офисы, причиной чего как раз может являться желание большей эффективности от офисов. Многие компании уже начали тестирование подобной модели, когда остальные еще присматриваются и только изучают этот сегмент. Старший директор отдела услуг корпоративным клиентам CBRE Ирина Хорошилова называет преимущества подобных объектов: отсутствие капитальных затрат и быстрый выход из договора аренды.
Однако, не все эксперты придерживаются подобного мнения. В компании Cushman & Wakefield считают, что определенные компании могут взять перерыв в продвижении своих блоков, которые они предлагают в субаренду для изучения стратегии наиболее успешного выхода в офис.