- Как торговые центры справляются с новыми ограничениями
Как торговые центры справляются с новыми ограничениями
14.02.2023
Пандемия привносит все новые ограничения в работу ресторанов и торговых центров. На данный момент, чтобы попасть во внутрь ресторана необходим QR – код, в обычном режиме работают только веранды. Новые ограничения для ресторанного бизнеса могут повлиять на рост уровня свободных помещений в торгцентрах Москвы.
Как считают эксперты, вакантность в торговых центрах может вырасти до 10-14%, чего нельзя было заметить за последние пять лет. В свою очередь, собственники объектов могут минимизировать сокращение числа арендаторов, предложив скидки.
К окончанию нынешнего года есть вероятность роста вакантности торговых центров Москвы до 10 процентов прогнозируют в международной консалтинговой компании CBRE. По подсчету аналитиков эта цифра также превышает и тот уровень, что был в 2020 году, когда он не превышал и 9,3%. Количество свободных помещений может приблизиться к своему максимальному за последние пять лет уровню: тогда как в 2016 году в торговых центрах Москвы было свободно более 10 процентов площадей отметили в CBRE. В компании Knight Frank ожидают рост вакантных площадей до 12-14%.
Одна из наиболее очевидных причин такой ситуации – это новые ограничения мэрии по работе ресторанов. Партнер компании Colliers Анна Никандрова предполагает, что рестораны скорее заморозят свою работу, дабы избежать операционных убытков. «Если ограничения в их текущем виде продлят для ресторанного бизнеса более, чем на две недели, нас ждет волна закрытий тех заведений, что не успели перестроиться на доставку», - соглашается глава департамента ритейла CBRE Марина Малахатько. Кроме того, кафе в торговых центрах не имеют веранд, которыми обладают заведения на первых этажах. Это и стало причиной потери посетителей в торгцентрах. По данным консультанта, владельцы и менеджеры точек питания и ресторанов в торговых центрах и с 28 июня потеряли почти всех посетителей. Лучше дела обстоят у ресторанов, которые предлагают рассадку на верандах – они потеряли лишь до 70% клиентов.
Эксперты предостерегают, результатом подобной обстановки скорее всего окажутся еще более тревожные и расстраивающие результаты, чем были годом ранее. На данный момент владельцам скорее всего придется предлагать скидки арендаторам. Вполне вероятно, что если собственник торгового центра не пойдет на уступки и не освободит от арендной платы на месяц, то объект можно закрыть. Ожидается, что вакансия на фудкортах и в ресторанных зонах торговых центров вырастет до 1/5.
Эта ситуация особенно сильно может повлиять на маленькие, возможно, районные центры. Так как довольно часто в подобных местах именно точки общественного питания являются якорными арендаторами и генерируют траффик посещаемости.