- Торговые площади выбирают регионы
Торговые площади выбирают регионы
14.02.2023
Количество торговой недвижимости в крупных городах России оказалось больше, чем в Москве, кое-где даже превысило почти 40%. Однако, аналитики говорят о том, что многие строящиеся объекты могут остаться не у дел – в некоторых регионах переизбыток площадей. Консультанты считают более перспективными небольшие города с населением 100-300 тыс. человек.
Исследования международных компаний показывают, что насыщенность торговыми центрами во многих городах-миллиониках России (кроме Москвы и Питера) составляет почти 470 тысяч квадратных метров на одну тысячу человек, этот коэффициент повысился за несколько лет чуть больше, чем на 5 процентов. Рост в регионах показал более активный темп, чем в столице.
Управляющий партнер компании «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов объясняет это тем, что инвесторы на рынках в регионах обычно поступают пассивнее, чем в столице, также время, затрачиваемое на строительство в регионах а 1/5 больше. В связи с этим замысел к уменьшению количество ввода больших объектов (более 50 тыс. кв. м) в Москве была замечена ранее и на данный момент отражается на возрастании обеспеченности торговой недвижимостью. Самый высокий показатель по этому параметру был в трех городах: Пермь, Волгоград и Казань.
Как отмечают эксперты в будущем году увеличение обеспеченности торговой недвижимостью ожидается в Перми (почти на 15% и примерно до 380 квадратных метров) и в городе Ростов-на-Дону. Позитивные изменения могут сохраниться и в Татарстане – в Казани, там был анонс проекта площадью более, чем 100 тысяч квадратных метров.
По словам старшего менеджера ресерч отдела компании CBRE Екатерины Сизановой города с населением 100-300 тыс. жителей наиболее перспективны для строительства подобной недвижимости: «Для некоторых из них характерен дефицит качественного предложения торговых объектов при относительно стабильном уровне доходов населения, как, например, на Севере и Дальнем Востоке». Динамика роста обеспеченности торгцентрами в целом по стране замедлится, прогнозирует директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева: девелоперы сконцентрируются на возведении маленьких торговых помещений площадью от 15 до 25 тысяч квадратных метров.