- Торговые центры требуют реконцепции
Торговые центры требуют реконцепции
08.02.2023
Периодически торговым площадям необходимо обращаться к реконцепции. Это происходит, когда им требуется повысить статус и привлечь новых клиентов. Некоторые торговые центры просто меняют арендаторов, другим необходим ремонт или даже перестройка.
Сейчас в Москве из существующих 7 млн торговых площадей, около 2 млн требуется обновление. 2021 год станет для Москвы плодотворным по введению новых торговых участков, в этом году запланирован ввод 500 тыс. м2, что превышает показатель прошлого года на 50%. Средний показатель торговых площадей в Москве составляет 500 м2 на 1000 человек. Районом, обеспеченным торговыми пощадами менее всего, является Восточный округ города. Наиболее насыщенные – Центральный, Северный и Южный.
Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, упоминает, что и Новомосковский округ занимает высокую позицию с показателем 926 м2 на 1000 человек, однако, это не зависит от большого количества торговых центров, основная причина здесь – это небольшая численность населения. Вполне вероятно, что вскоре подобная ситуация изменится в связи с вводом большого объема нового жилья. В такой ситуации снабженность района торговыми объектами может упасть до 750-850 м2 на 1000 человек.
Однако, в 2020 году интересы арендаторов слегка изменились и объем предложения изменился в сторону районных Торговых комплексов и объектов в составе транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). После пандемии стало понятно, что настроенные в 2000 торговые площади с пометкой «крупнейший в Европе» начали терять свою актуальность, а маленькие торговые центры, расположенные в спальных районах, наоборот, становятся актуальны.
На данный момент основными объектами являются: большие, яркие, качественные торговые центры и устаревшие локации, расположенные в дискомфортных локациях. Как итог, первые продолжают наращивать траффик и привлекают множество новых клиентов, а вторые с каждым днем теряют актуальность и посетителей.
Для обновления объекта сейчас собственники предпочитают три разных метода: обновление – обновление интерьеров, ротация арендаторов, косметический ремонт; преображение – изменение фасадов, значительное изменение интерьеров, инженерных систем; изменение конструктива здания – значительное изменение объекта, включая полную перестройку.
Дмитрий Куткин, заместитель директора отдела разработки концепций торговых центров CBRE, называет трансформацию торговых пространств в многофункциональные или community центры – общим мировым трендом.
Новые тенденции так или иначе диктуют новый подход к созданию коммерческих помещений. В компании CBRE предполагают, что совсем скоро арендный платеж будет составляться не только исходя из офлайн продаж, но и за счет онлайн. Однако, возвращение докризисных арендных ставок, по прогнозам компании, возможно не раньше 2023 года.