- Технологические инновации в коворкингах: будущее рабочих пространств
Технологические инновации в коворкингах: будущее рабочих пространств
02.04.2024
Время чтения 11 мин.
Коворкинг — уникальная концепция организации рабочего пространства, которая стремительно набирает популярность. Это альтернатива традиционным офисам, позволяющая представителям различных профессий работать в общем пространстве. Вместе с рабочими местами коворкинг обычно предлагает доступ к интернету и сервисные услуги, доступ к общей инфраструктуре, а также все возможности и перспективы нетворкинга.
Как развивались коворкинги
Изначально коворкинги возникли как места, где фрилансеры, индивидуальные предприниматели и небольшие команды могли снять рабочие места в нужном количестве и на небольшой срок. Это позволяло сэкономить на аренде и получить доступ к качественному рабочему пространству.
Однако с течением времени гибкие пространства превратились в нечто большее. Они стали местами, где предприниматели могут обмениваться опытом, находить партнёров, получать профессиональные консультации и даже создавать совместные проекты. Владельцы современных коворкингов организовывают различные семинары, мастер-классы и другие мероприятия, создающие продуктивную деловую атмосферу. Коворкинги также предлагают дополнительные удобства, такие как кафе, спортивные залы, конференц-залы, что делает рабочую среду более комфортной и удобной для пользователей.
Кроме того, коворкинги активно развиваются и адаптируются к потребностям пользователей. Возникают специализированные гибкие офисы для определённых отраслей, например, дизайн, медиа или IT-сфера.
Едва зародившись, коворкинги быстро сменили аудиторию. Сегодня их уже нельзя назвать пристанищем для цифровых кочевников и свободных фрилансеров. Значительную долю арендаторов составляют крупные корпоративные клиенты.Аренду коворкинга часто выбирают компании, практикующие гибридный график работы. Операторы коворкингов заинтересованы в этом сегменте своей ЦА и предлагают выгодные корпоративные условия.
Допустим, штат компании составляет 150 человек. И только половине из них необходимо ежедневно присутствовать в офисе, а остальные появляются там по мере необходимости. Вместо того, чтобы арендовать помещение площадью около 1000 кв. м, компания снимает 80 рабочих мест в коворкинге и получает доступ в рабочее пространство для всех своих сотрудников. Все сотрудники могут пользоваться незакреплёнными рабочими местами, переговорными комнатами, деловой гостиной и остальной инфраструктурой офиса.
Аренда коворкинга
Роль технологических инноваций в коворкингах
Использование технологий — основной ключ к эффективному управлению коворкингом. Чтобы привлечь пользователей, операторам необходимо поддерживать пространство с развитой цифровой инфраструктурой: внедрять кастомное программное обеспечение, адаптировать программы для мобильных устройств, автоматизировать повседневные процессы, встраивать в архитектуру офиса системы «умного управления».
Технологии коворкингов меняются вместе с развитием отрасли. Сейчас рынок предлагает больше инновационных решений, чем когда бы то ни было, и все они обладают расширенными функциями и возможностями.
Как менялись технологии гибких офисов:
-
Первый этап — ручное управление: таблицы Excel, которые заполняет отдельный сотрудник, личное бронирование рабочих мест и переговорных, составление письменных запросов на расходники и т. п.
-
Второй этап — внедрение в операционных процесс программных средств и платформ. Бронирование, регистрации заезда и выезда, многие другие взаимодействия осуществляются в цифровом формате. Это существенно экономит время оператору и арендатору, а также минимизирует риск ошибок, обусловленных «человеческим фактором».
-
Третий этап — объединение программных платформ в слаженную систему и мгновенный обмен информацией.
Одна из ведущих тенденций программного обеспечения для гибких офисов — интегрированные стеки технологий, то есть, наборы инструментов, которые взаимодействуют друг с другом и хорошо работают вместе. Например, программная платформа может быть интегрирована с платёжным шлюзом, CRM, системой контроля доступа. Объединение программ обеспечивает оператору бесперебойное управление и переводит взаимодействие с арендаторами на новый качественный уровень.
Инновации и будущее коворкингов
Через несколько лет тенденции рынка будет задавать «поколение зумеров». Уже сейчас значительную долю аудитории гибких офисов составляют молодые профессионалы, которые предпочитают удалённую работу и digital-индустрию.
Современные специалисты выросли в цифровом пространстве и ценят все его преимущества. Арендаторам коворкингов важно, чтобы процесс регистрации и работы в офисе был максимально упрощённым, буквально на уровне пары кликов. Удобное приложение или, наоборот, отсутствие интуитивно понятной навигации — вполне весомая причина для выбора или отказа от коворкинга.В отличие от предыдущих поколений, «зумеры» не готовы считать производственный стресс нормальной частью работы: они понимают, что это — прямой путь к эмоциональному выгоранию и потере мотивации. Они ожидают от оператора персонализированного взаимодействия: заботы в виде напоминания о предстоящих платежах, учёта личных пользовательских характеристик и т. д. Большинство коворкингов в Москве уже внедрили систему «онлайн-курирования» своих арендаторов. В регионах ситуация разнится от города к городу, но не приходится сомневаться, что рано или поздно это станет обычной практикой.
Для молодых бизнесменов имеет значение не только качество помещения и набор сервисных услуг. Для них важны корпоративные ценности. Они выбирают бренды, с которыми могут ассоциировать себя, которые им рекомендуют друзья и другие авторитетные лица. Поэтому важной частью маркетинговой политики коворкингов становится развитие бренда, реферальные программы, поощрение клиентов, создающих положительный контент.
Перспективы развития коворкингов
Смарт-офисы — продуманные, полностью меблированные и оборудованные, высокотехнологичные рабочие пространства. Но даже у них есть большой потенциал для дальнейшего развития.
Человечество переживает четвёртый этап индустриальной революции — автоматизацию производственных процессов при помощи интеллектуальных технологий. Уже сейчас непрерывно прогрессирующая цифровая среда заметно меняет принципы организации бизнес-процессов и, что особенно важно, способы организации рабочего пространства. Классические офисы более консервативны, хотя тоже подстраиваются под современные тренды. Но именно коворкинги, как более гибкая концепция офисов, занимают лидирующие позиции.
Современный коворкинг
Цифровая трансформация меняет само представление об офисе, теперь это не просто утилитарное рабочее место. Цифровой офис объединяет команды, выявляет личный потенциал и развивает компетенции каждого сотрудника.
Пока коворкинги оставались нишей для малого бизнеса, их задача была проста — обеспечить арендаторов удобным рабочим местом без лишних расходов.
Корпоративные клиенты видят в коворкингах целый комплекс возможностей. Это и реализация бэк-офисной стратегии, и внедрение в бизнес-процессы инновационных технологий на базе коворкинга, и повышение производительности команды.
На заре своего становления коворкинги предлагали арендаторам множество услуг: курьер, бухгалтер, юрист, IT-специалист. После переориентации на корпоративных арендаторов эти услуги ненадолго потеряли актуальность. Сегодня потребность в них возвращается, но уже в ином формате, в виде партнёрских программ или приложения оператора, в котором есть буквально всё, что нужно для бизнеса. Смарт-офисы постепенно превращаются в небольшие, но независимые и комфортные экосистемы.
Проблемы и вызовы
В сфере развития операционных систем управления офисом сделано многое, но существующие инструменты далеки от совершенства. На рынке есть несколько игроков, чьи продукты позволяют арендаторам свободно оперировать пространством коворкинга: заключать арендные договора, бронировать переговорные, отправлять заявки на текущее обслуживание офиса. Большинство имеющихся цифровых продуктов пока не закрывает многогранных потребностей коворкингов.
Многие крупные операторы гибких офисов инвестируют средства в собственные IT-разработки. Можно с большой долей вероятности предполагать, что дальнейший путь развития офисных программ будет нацелен на автоматизацию и уменьшение значимости «человеческого фактора», а также на повышение удобства для пользователей офисного пространства.
Когда рутинные вопросы решаются за счёт цифровых технологий, большое значение приобретает работа с арендаторами. Уже существуют такие пакеты, как абонемент для удалённых сотрудников, виртуальный офис. Активно развиваются новые интегрированные форматы, например, такие, как коворкинг плюс коливинг.Следует ожидать, что операторы коворкингов и в дальнейшем будут разрабатывать новые цифровые продукты, привлекающие резидентов.