- Пошаговая инструкция: как снять офис?
Пошаговая инструкция: как снять офис?
27.12.2023
Время чтения 7 мин.
Редакция «Блога Арендатора» провела интервью с консультантами и директорами одной из крупнейших компаний в области коммерческой недвижимости. В этом посте мы готовы поделиться с вами инструкцией, которая поможет вам структурировать процесс выбора офиса, – от начала и до момента просмотров. Мы добавили небольшой чек-лист по выбору консультанта «Как отличить профессионала от непрофессионала»?
Шаг 1: ТЗ на переезд
Начинаем с опроса заказчиков переезда и сотрудников. Это поможет учесть максимум пожеланий и сохранить коллектив при переезде – ведь если для кого-то дорога до нового офиса будет занимать два часа вместо привычного часа, сотрудник может потерять лояльность.Допустим, мы собрали все пожелания. Переходим к составлению задания. Стандартное техническое задание на переезд включает в себя:
- количество метров;
- количество людей;
- класс офиса;
- дату переезда;
- парковку: количество машиномест;
- бюджет;
- район, локацию или направление.
Шаг 2: Выбор офиса
Выбор офиса происходит через:- Консультанта
- Базу коммерческой недвижимости
- Поисковую систему
Как отличить профессионала от непрофессионала?
Чек-лист для выбора консультанта
Вам достаточно поднять трубку и начать разговор – отличить профессионала от непрофессионала будет относительно легко при помощи нашего чек-листа. Правильнее всего, было бы назвать его «чек-лист для специалистов, которые знают (или не знают) как снять офис в Москве», так как крупные компании коммерческой недвижимости сосредоточены именно здесь, соответственно, и требования к специалистам максимально высокие. Вот что должно получиться у вас, когда вы звоните консультанту в том случае, если он готов вам помочь:1. Опишите задачу.
2. Консультант начнёт с вами общение с того, что:
- Внимательно выслушает;
- Озвучит elevator speech ("речь для лифта", короткая вводная по существу), исходя из вашего запроса.
- Пройтись по ТЗ и прокомментировать его;
- Задать уточняющие вопросы;
- Сразу что-то поправить и посоветовать;
- Озвучить ставки;
- Озвучить, где есть подходящее вакантное помещение или «вакансия».
- У профессионального консультанта вся эта информация под рукой: так он демонстрирует знание рынка.
5. Хорошим тоном для консультанта является написать письмо по итогам встречи.
Порог входа в услуги профессионального консультанта – от 200-300 квадратных метров.
После того, как вы прошлись по чек-листу, ответьте себе на вопрос: консультант продемонстрировал знание рынка? Интерес к вашему запросу? Вы чувствуете себя комфортно, вас слышат? В случае, если вас «ставят на поток», предлагают серую схему или направляют вам предложения по объектам, грубо говоря, даже не узнав название компании – это не консультант, продолжайте поиски.
Шаг 3: Просмотры
О том, на что следует обратить внимание при просмотрах офиса, а также о следующих этапах процесса аренды офиса мы напишем подробнее в следующем посте.Хитрости процесса: что ещё вас ждёт?
Вы можете показать своё знание предмета, если коснётесь в разговоре с консультантом или собственником следующих тем:
1. Составляющие аренды: входят или нет операционные расходы в арендную плату?
2. Что имеется в виду под стоимостью "all in" ("всё включено") – это сумма с НДС или без? Что еще включено?
3. Механизм изменения ставки аренды: подразумевается ли индексация, или арендная плата фиксированная?
4. Кто собственник выбранного помещения? Какая у него репутация на рынке? Кто управляет зданием?
5. Арендные каникулы: предусмотрены ли они, и что они подразумевают? Это освобождение от платы на определённый срок или снижение ставки? Сколько арендных каникул нужно на время отделки и переезда?
6. Юридические риски:
- Правоустанавливающие документы – необходимо проверить особенно тщательно.
- Документы по планировке – всё ли с ними в порядке? Если нет, нужно предусмотреть обязанность арендодателя по регистрации изменений.
- Требования пожарной безопасности: в случае, если они не соблюдены, вы можете столкнуться с ответственностью перед соответствующими органами власти и получить приостановку деятельности в помещении до устранения нарушений
7. Дополнительные расходы: отделка, перепланировка.
По любому объекту в базе OfficeNavigator вы можете работать с консультантом, который сотрудничает напрямую с собственником. Попробовать сейчас.
Вас может заинтересовать: