- Изменение требований к офисному пространству: от традиционного офиса к гибридному
Изменение требований к офисному пространству: от традиционного офиса к гибридному
25.12.2024
Время чтения 11 мин.
Концепция гибридного офиса стала ответом на современные вызовы: необходимость оптимизации затрат на офисные помещения, распространение дистанционного формата работы, возросшие ожидания сотрудников.
Пандемия не породила новые представления об офисных пространствах, а лишь ускорила трансформацию. Аналитики считали, что гибкие офисы прочно займут свою рыночную нишу в течение 2–4 лет, но благодаря ковидным ограничениям процесс ускорился и занял около 8 месяцев. Это доказывает, что появление комбинированного формата — закономерность, продиктованная потребностями бизнеса.
Рассказываем, почему так популярен гибридный вариант организации офиса и как его правильно внедрить с максимальной пользой для компании.
Традиционный офис: концепция и ограничения
Классический офис олицетворяет иерархическую (бюрократическую) организационную модель. Применяется компаниями, для которых важно обеспечить предсказуемый результат. Все процессы здесь строго регламентированы, границы и обязанности между сотрудниками и отделами чётко определены.
Такой тип корпоративной культуры характерен для государственных структур, а также крупных предприятий, которые ориентированы больше на соблюдение внутренних правил и сохранение конфиденциальности, чем на имидж и комфорт посетителей.
Организации с иерархической культурой обычно выбирают офисы кабинетно-коридорного типа. Это «замкнутая» приватная система, рассчитанная на индивидуальную работу, командное взаимодействие сводится к минимуму.
Минусы традиционного офиса:
-
Ограничения для командной работы.
-
Затруднённая коммуникация. Рутинные бизнес-процессы отнимают много времени: оно тратится на хождения по отделам и кабинетам, на поиск ответственных специалистов и т. д.
-
Психологические барьеры между руководством и подчинёнными, между сотрудниками разных отделов.
-
Затруднённое управление, сложности с контролем: руководитель находится в отдельном кабинете и не видит, сколько рабочего времени сотрудники уделяют непосредственно работе.
Классический офис — наиболее дорогостоящая система организации рабочего пространства.
Во-первых, коридоры, проходы, перегородки занимают полезную площадь. Следовательно, компании нужно больше места, чем понадобилось бы в офисе открытого типа.
Во-вторых, компания несёт все расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей, ремонтом, оснащением офиса.
В-третьих, оптимизировать аренду традиционного офиса практически невозможно. Изолированный кабинетный офис подразумевает долгосрочную аренду: собственнику невыгодно сдавать целый блок, этаж или здание на короткий срок.
Современное традиционное офисное пространство
Гибридные офисы: особенности новой модели построения пространства
Комбинированный формат труда — это не просто совмещение домашних и офисных дней работы. Это гармоничное сочетание инновационных технологий и современных принципов качественного управления. Гибридная система позволяет создавать максимально гибкие и персонализированные условия работы, повышая мотивированность и продуктивность сотрудников.
Сегодня большинство прогрессивных компаний переходят к гибридной модели, которая сочетает комфорт удалённой работы с эффективностью офисного взаимодействия.
Современная, более неформальная и творческая, корпоративная культура не может развиваться в жёстких рамках традиционных кабинетов. Для этого необходимо трансформировать не только социальное, но и физическое пространство офиса.
Особенности гибридной модели организации офиса:
-
Activity based office. Концепция свободной офисной среды, где рабочие и неформальные помещения не определяются жёсткими рамками, а функциональные зоны разделяются при помощи интерьерных решений, мебели, мобильных перегородок. Адаптивность площадей позволяет быстро превратить зону отдыха в место для командной работы или выделить тихую зону для переговоров.
-
Логистика и навигация. Грамотно выстроенные маршруты позволяют сформировать разнообразные, но интуитивно понятные сценарии пребывания и взаимодействия в офисе. Это открывает больше возможностей для продуктивного взаимодействия между сотрудниками, а также позволяет избежать хаотичного использования незакреплённых рабочих зон.
-
Бронирование рабочих зон. Сотрудники появляются в офисе по гибкому, но заранее оговорённому графику. Практика заблаговременного планирования позволяет эффективно управлять офисным пространством, регулировать загрузку и своевременно предоставлять рабочие места сотрудникам на несколько часов или дней.
-
Облачные технологии. Рабочие документы должны быть доступны сотрудникам в электронном виде. Облачные технологии позволяют вместе работать над проектами в режиме реального времени, независимо от того, где находятся члены команды — в офисе, в командировке или у себя дома.
Чётких требований к гибридной модели нет. Каждая компания самостоятельно определяет для себя необходимую степень «гибридности» в зависимости от величины штата, специфики работы и других факторов.
Какие факторы побуждают компании выбирать гибридный офис?
В смешанном формате есть несколько важных преимуществ, которые могут существенно повысить конкурентоспособность компании. Перечислим ключевые плюсы гибридных пространств.
Возможность привлекать лучших специалистов независимо от их места проживания.
У компании нет необходимости выбирать сотрудников из ограниченного пула кандидатов, которые предпочитают работать поближе к дому. Ценных специалистов можно приглашать даже из других городов, если их должность не подразумевает ежедневное присутствие на рабочем месте.
Кроме того, современный подход к организации офиса и рабочих процессов помогает расширить инклюзивность, что повышает привлекательность компании на рынке труда, а также улучшает её репутацию.
Рост лояльности и продуктивности.
Гибридный офис повышает удовлетворённость работой у сотрудников всех категорий и психотипов. Одних мотивирует возможность работать, не жертвуя личной жизнью. Другим важно свободно планировать время в зависимости от каких-либо обстоятельств, переносить работу на утро или вечер, отвлекаться в течение рабочего дня. Третьи предпочитают комфортные условия современного офиса с возможностью выбирать удобную локацию для решения текущих рабочих задач.
В любом случае, при переходе на комбинированный формат лояльность сотрудников повышается: люди ценят, когда руководство учитывает персональные потребности каждого члена команды.
Снижение расходов.
Учитывая, что сотрудники проводят в офисе лишь часть рабочего времени, компания может избавиться от персональных рабочих мест и лишних площадей. Кроме того, внедрение дистанционного способа работы снижает расходы на оплату разъездов и командировок.
Гибридная модель организации офиса
Рекомендации по адаптации офисов
Прежде всего необходимо сформулировать основные цели: зачем компании требуется переходить на гибридный формат, какие проблемы предполагается решить, каких результатов достичь?
Предварительные расчёты
Первый этап реорганизации — разработка бизнес-плана проекта. В документе нужно отразить, в какую сумму обойдётся модернизация и какие выгоды она принесёт.
Специалисты рекомендуют учитывать только те расходы, которые возникнут непосредственно в процессе перехода на комбинированный формат. Например, если в бюджет уже заложены расходы на закупку оборудования и эта сумма не требует корректировки в связи с переходом на гибридный формат, то закладывать эти расходы в смету не нужно.
Таблица: примерное соотношение расходов и оптимизации затрат в бизнес-плане.
При разработке проекта следует учесть целый ряд факторов. Насколько ключевые бизнес-процессы зависят от личного взаимодействия с клиентами? Как сложно и долго переоборудовать офисное пространство под новые алгоритмы работы? Какие рабочие процессы необходимо изменить, убрать или добавить?
Тестирование
Для начала нужно выбрать пилотный отдел для внедрения гибридного формата и проверки результатов.
Перед запуском проекта следует составить подробный план мероприятий. При этом необходимо уделить особое внимание наиболее сложным аспектам «гибридизации»:
-
контроль промежуточных результатов;
-
мониторинг уровня стресса сотрудников;
-
сбор обратной связи (замечаний, предложений) от непосредственных исполнителей рабочих задач;
-
наполнение информационного пространства, качество каналов коммуникации.
Пилотный период занимает от трёх до шести месяцев: именно за этот срок набирается информативный пласт данных.
По результатам анализа ключевых показателей можно будет делать выводы об эффективности выбранных стратегий и мероприятий. Тестирование покажет, какие решения нуждаются в доработке, а какие можно смело масштабировать на все подразделения компании.
Выбор офиса: