Лого
Аренда и продажа коммерческой
недвижимости в Москве
Коммерческое предложение

Коммерческое предложение

26.12.2023

Время чтения 9 мин.

Не существует единого формата коммерческих предложений по аренде офисных площадей. Все коммерческие предложения собственники делают в виде небольшой презентации на 2-3 листа А4, где указывают основные параметры здания и условия входа в договор. Чтобы их правильно сравнить, в идеале, нужно получить их от собственника в определённом формате, однако, на практике это почти невозможно.
У нас на руках оказывается набор условий по нескольким зданиям, которые невозможно корректно сравнить «как есть».

Хрюшка-копилка

Вы уже прошли следующие этапы поиска и подбора нового офиса:
На этом этапе вы или ваш консультант связывается с собственниками интересующих вас бизнес-центров и запрашивает коммерческие предложения по ним.

Что входит в КП?


Чаще всего, профессиональное коммерческое предложение по аренде помещений состоит из двух частей:

  1.  Условия аренды, где прописаны ставки, порядок оплаты и другие важные моменты;
  2. Технические характеристики здания, где обозначены основные моменты по зданию, характеристики этажа, мощность по электричеству, системы отопления, вентиляции, кондиционирования.

В хорошем предложении это должно быть указано. Редко, но бывает, что вместо этой информации собственник в ответ на ваш запрос отвечает только цифрами ставки и операционных расходов. В этом случае, мы уточняем недостающую информацию по этому списку.

Трубы фото

Технические характеристики: на что обратить внимание


Считывать эти данные и использовать их практически будут:

  • Ваш архитектор при составлении плана рассадки;
  • Ваш управляющий процессом ремонта и отделки помещений;
  • Ваш специалист АХО, поскольку арендатор обязан поддерживать арендуемые помещения в надлежащем состоянии и производить ремонт в случае их поломки.

Технические характеристики здания будут влиять на то, насколько эффективно вы сможете использовать площади под ваши нужды, они необходимы для составления плана рассадки людей, планирования отделочных работ, а также надлежащей эксплуатации арендуемых помещений.

Арендатор несёт ответственность за состояние всех систем, которые находятся у него в помещении. Если за системы в местах общего пользования ответственность несёт собственник, то за инженерные системы в арендованных помещениях несёт арендатор. В этом случае, техническая информация важна, потому что арендатор будет эксплуатировать все системы.

При аренде нового офиса всегда есть два варианта:

  • Либо арендатор въезжает в отделанное помещение и пользуется тем, что уже есть;
  • Либо арендатор будет сам делать отделку и получает помещение без отделки (shell and core).
Именно во втором случае особенно важно знать, какие возможности может предоставить арендатору здание для того, чтобы правильно составить ТЗ на отделку и выполнить работы, а также иметь возможность в помещении полноценно пользоваться отоплением, вентиляцией, кондиционированием.

Арендная плата: на что обратить внимание


В графе «арендная плата» необходимо понимать, базовая ли это ставка или плата, которая включает в себя другие расходы. В последнем случае, особенно если это традиционная ставка «всё включено», нужно понять, из чего ставка all-in состоит:

  • База + OPEX (операционные расходы)
  • База + OPEX + НДС

На практике разные собственники могут понимать ставку «всё включено» по-разному, а если собственник не самый профессиональный, то здесь нужно рассмотреть состав ставки особенно тщательно, чтобы избежать проблем в будущем.

В том числе, необходимо выделить базовую ставку, чтобы сравнить её с базовой ставкой других предложений.

На рынке существуют специалисты, представляющие интересы арендатора (tenant representation), которые помогают вам оценить, насколько адекватны расходы на сервис, паркинг, ремонт – и таким образом спрогнозировать, что вас ждёт на новом месте аренды. Самостоятельно в это вникать мы не рекомендуем, т.к. если собственник допускает в чем-то определённые погрешности, и по вашим вопросам поймет, что вы недостаточно разбираетесь в теме, то исход переговоров будет, к сожалению, не в пользу арендатора.

Рабочее место фото

Операционные расходы: на что обратить внимание


В случае с уже включенными операционными расходами, их нужно разобрать для себя отдельно, так как в OPEX входит обширный перечень услуг, и они должны стоить определённые суммы. В противном случае, арендатор даже для себя не поймёт, на какую сумму ему ежемесячно оказываются услуги. В самом крайнем случае, ситуация может сложиться такая, что арендодатель просто заложил очень большую базовую ставку и при этом не оставил достаточного бюджета на уборку снега и льда – ваши сотрудники будут «скользить по льду» по дороге на работу, и вы не сможете повлиять на ситуацию.

Таким образом, при рассмотрении OPEX, уточните:

  • Перечень услуг в рамках OPEX;
  • Какая часть расходов OPEX контролируемая, а какая неконтролируемая;
  • Уровень индексации контролируемой части OPEX, для того чтобы она индексировалась разумно;
  • Отдельно: из чего состоит неконтролируемая часть OPEX. Часто, в нее входят не только коммунальные платежи, но и различные налоги.

Фотография парковка

Ставка на парковку: важные детали


Коэффициент парковки - это то, на сколько мест арендатор может претендовать. Если ему надо 100 кв. м и 10 машиномест, но при этом парковочный коэффициент в здании равен 1:100 – в этих условиях арендатору предоставят только 1 машиноместо, за которое также взымается определенная ежемесячная ставка.

Ставка за парковку – сумма, которую арендатор ежемесячно оплачивает за выбранные машиноместа.

Здесь существует определённая тонкость: коэффициент парковки - это право воспользоваться определённым количеством машиномест, однако, арендаторы не всегда реализуют его на 100%, поэтому свободные места на парковке БЦ остаются. В этом случае, если в здание приходит компания с большим автопарком, то возможна ситуация, когда в здании, где коэффициент парковки определенный и достаточно высокий, новый арендатор может взять больше машиномест, чем это позволяет коэффициент. Таким образом, парковочный коэффициент используется, в первую очередь, для макетирования БЦ, а на переговорах обсуждается конкретная ситуация, и часто можно договориться о специальных условиях.

Если вашей организации нужно много парковочных мест, наименьшая цена за машиноместо, а также наибольший парковочный коэффициент будут в благоустроенных бизнес-центрах класса А и В за МКАД.

Какие мы платим налоги: входит или нет НДС


Подготавливая различные КП для сравнения, выделите НДС: включен он в ставку или не включен и идёт отдельно. В последнем случае нужно считать отдельно НДС на парковку, OPEX и базовую ставку. Чаще всего в коммерческом предложении все ставки указываются без учета НДС.

Что в КП не входит

  • Штрафы;
  • Права и обязанности арендатора и арендодателя подробно;
  • Ответственность арендатора и арендодателя;
  • Механизмы расторжения договора аренды;
  • Форс-мажоры и т.д.

Эти сведения прописываются в самом договоре и являются частью коммерческих переговоров по заключению договора аренды офисных помещений.
Для проведения коммерческих переговоров, вам также могут быть полезны наши материалы:

БТИ или BOMA? – Какой метраж выгоднее?
ТЗ на подбор офиса – как составить?
ИНФОГРАФИКА: прогноз рынка офисной недвижимости, 2018
Этапы сделки аренды
Собственник, риэлтор или консультант – в чем разница для арендатора?
Чек-лист по выбору консультанта: какие задавать вопросы?
О чем говорить во время просмотров?
Структура платежей по аренде – давайте разберёмся!
Структура OPEX
Контролируемый и неконтролируемый OPEX – ставим ограничения
Открытая книга для контроля OPEX 
Вас может заинтересовать:
Мария Новикова
Мария Новикова
Директор
Опыт работы в недвижимости 20 лет.
Основные клиенты: ENKA, Галс Девелопмент, Актион Девелопмент.
Ключевые сделки: Ростелеком, Аэрофлот
Марианна Бичоева
Марианна Бичоева
Директор
Опыт работы в недвижимости 12 лет.
Основные клиенты: Metrika, O1 Properties, PPM, ERA ONE Holding, Большой Город.
Ключевые сделки: Ростелеком, lamoda, Samsung, ИНГРАД, МКБ, Северсталь.
Элина Степная
Элина Степная
Директор
Опыт работы в недвижимости 13 лет. 
Основные клиенты: ENKA, МR Group, Aktion development, Vos'hod, Millhouse, АНД корпорация, ВЭБ.РФ. 
Ключевые сделки: Аэрофлот, Ренессанс Кредит, Газпромбанк, ByteDance, Airbus
Дарья Борисова
Дарья Борисова
Заместитель директора
Опыт работы в недвижимости более 10 лет в области офисной недвижимости.
Основные клиенты: O1 Properties, Capital Group, ГАЛС Development.
Ключевые сделки: ECCO, WeWork, Россельхозбанк, Автобан.
Закажите презентацию подходящих вам офисов
В течение дня у вас на почте будет информация по объекту от эксперта
Получить презентацию бесплатно
1
Добавить в Избранное
Удалить из Избранного
Класс здания
Ставка снижена
Моментальная аренда
Проверенная управляющая компания
Фотография
Панорама
Карта
Редактировать название фильтра
Удалить фильтр подбора
Быстрый просмотр
Добавить в сравнение
Перейти в сравнение
^
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт officenavigator.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.