- Памятка арендатора: о чём следует знать, сдавая офисные помещения в субаренду
Памятка арендатора: о чём следует знать, сдавая офисные помещения в субаренду
26.12.2023
Время чтения 6 мин.
Многим компаниям пришлось пересмотреть свои портфели недвижимости из-за непредсказуемой экономической ситуации 2022 года. Сдача офисов в субаренду стала распространенным способом оптимизации площадей.
Рассказываем, что нужно знать о передаче офисных помещений субарендатору, как извлечь из сделки максимум пользы и с какими проблемами может столкнуться субарендодатель.
Когда и почему возникает необходимость в субаренде
Есть две основных причины, которые мотивируют бизнесменов сдать арендованные площади третьему лицу:
-
Компания растёт слишком медленно.
Бизнес-планы меняются по разным причинам. Некоторые владельцы бизнеса рассчитывали на быстрое масштабирование и арендовали офисы «впрок», под будущее расширение штата, которого не произошло. Другие компании изначально не рассчитывали на значительный рост — их офисы пустуют, поскольку пришлось сократить штаты (отделы) или перевести часть сотрудников на удаленную работу. Причём ни те, ни другие не имеют возможности изменить условия текущего договора аренды. -
Компания растёт слишком быстро.
Некоторые организации добились впечатляющих показателей развития и переросли имеющиеся в их распоряжении офисные площади. Несмотря на возросшую за время кризиса популярность гибридной модели работы, наличие офисов остаётся неотъемлемой частью бизнес-концепции многих компаний. Следовательно, собственники растущих предприятий подыскивают более просторные (или более престижные, соответствующие новому статусу) помещения. Если текущий арендодатель не может предложить дополнительные офисы в том же бизнес-центре, компании приходится переезжать и платить аренду за уже ненужную ей локацию до конца срока аренды.
Независимо от причин, вынуждающих организацию передать часть площадей третьему лицу, субаренда становится удобным способом компенсации расходов, связанных с содержанием лишних, ненужных компании помещений.
Преимущества субаренды офисных помещений
Сдача в субаренду ненужных офисов помогает арендатору покрыть значительную часть расходов на аренду неиспользуемых помещений. Договор субаренды практически ничем не отличается от стандартного договора аренды: компания может установить желаемые сроки и размер ставки. Вопрос только в том, чтобы найти субарендатора, который заинтересуется предложением.
Как инструмент управления недвижимостью субаренда может помочь организации определить оптимальный размер активов. Необходимый на будущее объём площадей закладывается в бизнес-план на основе анализа и построения различных моделей развития. Однако корректировка прогнозов — нормальный бизнес-процесс любой организации. Иногда компании отстают от предполагаемых показателей, а порой значительно опережают запланированные темпы роста. Учитывая фактор частичной неопределённости, аналитики еще на этапе планирования включают в свои расчёты доход от субаренды. Если прогнозы масштабирования не сбылись, у компании уже есть готовый план оптимизации расходов.
Возможные сложности передачи офисов в субаренду
На активно развивающемся рынке несложно покрыть расходы на офис за счёт субаренды, но в слабом сегменте это может оказаться затруднительно. Например, обращаясь к обстановке 2022 года и прогнозам на 2023 год, можно отметить высвобождение значительных объёмов площадей в премиум-классе. И, хотя наиболее мрачные прогнозы по росту вакансии не сбылись, предложение по субаренде значительно выросло. Эксперты утверждают, что это временное явление. Тем не менее, руководителям компаний приходится учитывать сложившиеся обстоятельства: при насыщении рынка труднее получить ту же прибыль от субаренды, на которую можно было бы рассчитывать в условиях дефицита свободных площадей.
При планировании доходов от субаренды необходимо учитывать вероятность более-менее длительного простоя площадей. Офис может пустовать по самым разным причинам, начиная от упомянутой выше и заканчивая спецификой географического региона или особенностями здания.
Наконец, передача помещений третьему лицу может повлечь дополнительные расходы. Компания может обнаружить, что готовые к сдаче офисы не подходят потенциальным субарендаторам, но будут востребованы, если арендатор выполнит ремонт или перепланировку в соответствии с потребностями того или иного субарендатора. Стоит ли игра свеч, зависит от конкретных условий предполагаемой сделки. В некоторых случаях организации выгоднее спокойно доплачивать аренду до конца срока, чем ввязываться в реконструкцию офиса.